Возродить институт наставничества

Федор Клюев: «Выпускники должны стать нашими соратниками». Совет ветеранов профобразования Челябинской области пытается возродить институт наставничества.

Большая заслуга в развитии профессионального образования на Южном Урале принадлежит именно Федору Клюеву, который долгие годы возглавлял Челябинский институт развития профобразования (ЧИРПО), а сегодня является руководителем одного из столпов современной образовательной системы — Совета ветеранов учреждений начального и среднего профессионального образования.

По большому счету именно на Совете и держится сегодняшнее профобразование в регионе, потому что большая часть ветеранов по-прежнему в строю. Это ныне действующие педагоги и мастера НПО и СПО.

И кому, как не Федору Николаевичу, человеку, посвятившему профобразованию почти полвека, рассуждать о недостатках нынешней образовательной системы и предлагать более перспективные пути развития профобразования.

Польза непрерывности

— Федор Николаевич, поздравляем, в этом году Совет ветеранов отмечает пять лет! Что предпринимает ваша организация для улучшения ситуации в профобразовании?

— Она объединяет порядка 4,5 тысячи ветеранов. Из них добрая половина еще работает в наших учебных заведениях. Если уйдут ветераны, готовить кадры будет некому. Этого нельзя допустить. Поэтому единственно верный путь к прогрессу – готовить педагогов из своих же выпускников. Недавние слова президента Владимира Путина о возвращении института наставничества считаю абсолютно здравой мыслью.

Когда мы проводим свои заседания на базе учреждений СПО, внимательно наблюдаем, как ветераны нашей организации участвуют в подготовке кадров, в деле патриотического и трудового воспитания. На последнем заседании обсуждали подготовку к 70-летию Победы и проведению конкурса для учащихся. Мы настраиваем все 56 ветеранских организаций области, входящих в состав Совета, на деятельную работу.

— Каким должно быть профобразование, по-вашему?

— Непрерывным. В одном учебном заведении ребенок получает профессию на уровне НПО, а если чувствует способности, здесь же получает и среднее профобразование. Следующей ступенью для некоторых может стать вуз. Такова модель образовательной вертикали. Но есть еще и развитие по горизонтали, которое подразумевает получение не одной, а двух-трех профессий. Такие ребята, выходя на рынок труда, обладают широким спектром умений и навыков.

Все заседания Совета ветеранов мы проводим на территории учебных заведений профобразования. Не случайно для первого заседания в этом году был выбран Челябинский дорожно-строительный техникум, который как раз стоит на пороге непрерывного профобразования. Техникум вырос из 99-го училища и присоединившихся к нему ПУ № 91 и 70. Для него и сейчас подготовка специалистов начального профобразования осталась на высоком уровне. В этом учреждении создано единое целое образовательное пространство.

— Как решить проблему с низкими зарплатами мастеров?

— Когда я пришел в систему НПО в 1967 году, тогда у нас не было проблем, куда трудоустроить кадры. Мы готовили специалистов совместно с базовым предприятием. Учащиеся проходили практику на базовом предприятии «Челябгражданстрой» и к моменту выпуска были уже подготовленными специалистами, которые получали вакансии на этом же предприятии. Мастерами производственного обучения в училищах тогда были только бывшие высококвалифицированные рабочие с базового предприятия. Зарплата мастера почти не отличалась от его заработка в строительной организации. Сегодня их зарплаты значительно уступают уровню заработков в коммерческих фирмах. Вот и берут мастера вместо одной ставки по две, а то и по три. Но физически и психологически вытянуть такой объем работы тяжело. В результате страдает качество подготовки учеников. Другая серьезная проблема — 50% нынешних мастеров не имеют рабочих профессий. Это, как правило, социальные педагоги с ограниченным набором функций. Наша задача — подготовить мастеров производственного обучения из наших выпускников, превратить их в соратников. А насчет достойной зарплаты — пока мы не перестанем придумывать различные стимулирующие надбавки, вместо того чтобы взять и поднять размер базовой ставки, ничего к лучшему не изменится.

Заложники стереотипов

— Как изменить отношение в пользу рабочих профессий? Образ непутевого сантехника Афони до сих пор жив в нашем сознании.

— Для начала задуматься о том, откуда все берется. Ведь можно израсходовать только то, что создано руками. Все это знают, тем не менее каждый стремится избавить своего ребенка от физического труда. В этом заключен парадокс. В рабочие идут те, кого родители не смогли никуда пристроить, так же как и в армию.

Поэтому вопрос престижа рабочей профессии сегодня стратегически важен. Сознание в пользу рабочих профессий меняется сегодня у тех, кто работает на оживших предприятиях, прошедших этап модернизации. Там, где действуют современные технологии, работает новейшее оборудование, изменились и требования к рабочим специалистам. Облик рабочего изменился, в нем не осталось и следа от советского работяги, привыкшего все делать вручную. Понадобится еще лет десять, чтобы окончательно переломить сознание.

Совместно с Общественной палатой мы проводим круглые столы как раз на эту тему, где выступали и работодатели. Красной нитью проходит мысль, что вопрос профориентации — это сегодня забота абсолютно всех. Проблема в том, что наша система образования, которую контролирует Минфин, зависит исключительно от денег. Но если мы хотим поднять качество образования, то все наши мероприятия должны быть направлены на повышение качества кадров, материальной и методической базы, а не на минимизацию расходов и тотальную экономию.

СПРАВКА «МК»

Федор Николаевич КЛЮЕВ

Родился в 1943 году в Пермской области. Кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии профессионального образования РФ, председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты Челябинской области, председатель Совета ветеранов учреждений НПО и СПО, заслуженный учитель профтехобразования РФ.

С 1997 по 2011 год возглавлял Челябинский институт развития профессионального образования. Автор более 40 научных трудов.

Екатерина ВОРОНИНА

chel.mk.ru

Добавить комментарий